Освещение скульптур
Времена, когда скульптуры представляли собой обязательный элемент садового ландшафта, пусть медленно, но возвращаются: все большее число россиян украшают ими свои сады. Как правило, садовые скульптуры являются главными, фокальными точками ландшафтного дизайна и, следовательно, должны иметь большую яркость, чем окружающие их объекты.
При организации освещения скульптурных произведений необходимо принимать в расчет не только их форму, но и геометрические размеры, отражающую способность и текстуру материала, качество обработки поверхности. Освещение может скрыть или, напротив, выделить шероховатости, добавить либо минимизировать рельефность (освещение скульптуры со всех сторон очень часто визуально делает ее плоской). Подсветка одной и той же скульптуры под разными углами может дать совершенно различные результаты. Использование динамического освещения либо высвечивание определенных линий или деталей нередко создает впечатление не застывшей формы, а движущегося объекта.
Скульптура из чугуна и скульптура из белого гипса ни в коем случае не могут использовать одни принципы для освещения!
Существуют правила, согласно которым производится проектирование освещения скульптур. Они могут видоизметяться в зависимости от того, что изображает скульптура. К примеру, скульптура лица целовека должна освещаться сверху вниз, желательно под углом, близким к 45 градусам, потому что при этом лицо будет иметь правильные тени. (Публикация МКО №94. Внешнее декоративное освещение, https://masv.ru)
Помимо скульптурных композиций в саду могут присутствовать другие малые архитектурные формы: беседки, качели, навесы, перголы, трельяжи, шпалеры. Все ли эти объекты нуждаются в освещении? Какие из них будут более выигрышно смотреться в блеклом свете луны или отблесках светильников, расположенных, например, вдоль садовой дорожки? Здесь принятие решения зависит от заказчика и вкуса светодизайнера.
|